Как работать с самозанятыми в 2022 году?
Число самозанятых в стране перевалило за 4 млн человек, что в два с половиной раза больше, чем было в начале 2021 года. Тогда НПД применяли около 1,5 млн человек. Власти внимательно наблюдают за бурным ростом числа самозанятых и всячески этому способствуют: плательщиков налога на профессиональный доход хотят приравнять к малому и среднему бизнесу, что позволит им получать разнообразные преференции (господдержку, заключать договоры по имуществу без торгов и т. д.).

В начале февраля 2022 правительство внесло в Госдуму законопроект, который предоставит право на регистрацию товарных знаков самозанятым. Этот рынок активно развивается, но он лишь в самом начале своего пути.
Первые шаги
Эксперимент со специальным налоговым режимом стартовал в 2019 году — самозанятости пошёл лишь третий год. Робкие первые шаги не обходятся без падений и набивания шишек. Например, за прошлые два года все столкнулись с ситуацией, когда самозанятым банки не одобряли кредиты, потому что либо не видели доход, либо считали его неофициальным. Сам НПД сперва работал не во всех регионах России. В первые два года эксперимента существовал серьезный риск для компаний, работающих с самозанятыми, когда их контрагенты, применяющие НПД, аннулировали чеки в приложении «Мой налог». Таким образом появлялись расхождения между сведениями в учете организации и данными, переданными в ФНС самозанятым.
Работа над ошибками
Закон о самозанятых появился в 2019 году, но с тех пор менялся лишь дважды (последний раз в 2020). Юридически существенно не изменилось ничего, но за это время уже успела накопиться хоть какая-то информационная система, база знаний. С ростом числа самозанятых стали понятны выборки, включились все регионы — другими словами, появилась статистика, на основании которой можно делать первые выводы и проводить работу над ошибками.

Например, сейчас ФНС начинает проводить массовые проверки (активная фаза таких проверок началась в ноябре-декабре 2021 года) на предмет обоснования: почему компания работает именно с этим исполнителем, где она его нашла, почему организация работает с исполнителем по модели НПД и т. д. Понятно, что накопив хоть какую-то информационную базу, налоговая начала собирать базовые ответы и задавать стандартные вопросы на общее соблюдение написанного закона. Подобные запросы постепенно набирают обороты: их отправляют электронно, в то время как количество выездных проверок сокращается. Рассылают практически всем, и делается это, в первую очередь, для того, чтобы заказчики соблюдали законодательство и работали по-честному.

Тут важно отметить, что изначально эксперимент с самозанятыми создавался для вывода из тени фрилансеров и для обеления малого и среднего бизнеса, а не для ухода от уплаты налогов. Именно на этом моменте ФНС будет фокусировать свое внимание и пристальнее следить за бизнесом, уберегая компании от желания переквалифицировать трудовые отношения с сотрудниками в самозанятость.
Самозанятым становится комфортнее
С 2022 года государство начинает масштабную федеральную программу поддержки самозанятых. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД можно уже с шестнадцати лет (стать ИП можно только с восемнадцати лет), доходы самозанятых стали официальным заработком, который видят и признают не только проверяющие органы, но и банки. Дошло до того, что самозанятые получили возможность брать ипотеку.

Становиться самозанятым теперь все выгоднее — особенно по сравнению с получением денег в конверте. Вовсю набирает обороты тренд с фокусом на предоставление социальной защиты самозанятым. Вот почему количество самозанятых будет продолжать стремительно расти.
Сотрудничество с самозанятыми: тренды и риски
Граждан активно стимулируют становиться плательщиками НПД, но и компании также побуждают переходить на работу с самозанятыми. Вместе с тем здесь есть очень деликатный нюанс: сейчас заказчики массово ловятся на проверках — все те, кто работают с самозанятыми напрямую и отправляют им деньги напрямую, частенько не проходят проверки (им вменяют переквалификацию отношений). Поэтому уже сейчас можно говорить о новом ярком тренде, когда компании стимулируют к работе с самозанятыми через различные агрегаторы и маркетплейсы, а не напрямую. Речь об официальных партнерах ФНС — их уже более сорока, из которых 23 — это банки.

Маркетплейсы по работе с самозанятыми предоставляют возможность открытого диалога, то есть некую электронную площадку, на которой заказчик и исполнитель могут найти друг друга. Все это характеризует выполняемые работы как разовые услуги на проектных основаниях, поэтому все риски переквалификации исключены. Кроме того, по каждому самозанятому маркетплейсы предоставляют заказчикам не только договор и чек, но и закрывающие документы, что существенно упрощает документооборот. Появилось большое количество конкурентных продуктов, уже есть что сравнить и из чего выбрать. Фактически за сравнительно небольшой процент (по сути, это плата за эквайринг) компании получают гарантии правильно и вовремя сформированных закрывающих документов без каких-либо дальнейших проблем с налоговой. Кроме того, как уже было упомянуто выше, риск переквалификации в трудовые отношения со временем будет становиться все актуальнее, так как налоговая тоже учится распознавать различного рода махинации — это еще один звоночек к тому, что стоит переходить на платформенную занятость.

Во второй половине 2021 года среди заказчиков наметилась тенденция запрашивать наличие актов выполненных работ. При этом в самом законе черным по белому написано, что при работе с самозанятыми обязателен только чек — это является официальным закрывающим документом. Но юрлицам бывает тяжело обосновать налоговой расходы по этим чекам, поэтому компании все активнее начали запрашивать акты (акт в гражданском кодексе всегда был единственным и обязательным документом при взаимодействии с контрагентами). Готовить акты без платформы по работе с самозанятыми невозможно. Банки не делают акты, потому что это электронный документооборот, так как акт, по сути, относится к договору, а не к платежу. По этой же причине банки не занимаются договорами. Помимо этого, банки могут отправлять платежи с расчетного счета компании-заказчика, что в теории привлечет пристальное внимание со стороны налоговой, так как такие действия могут быть расценены как массовые выплаты физлицам. Платформы по работе с самозанятыми, напротив, имеют специальную лицензию и делают отправку платежей от своего имени. Мало того, они гарантируют ФНС уплату налога, так как со всех платежей этот налог удерживают. То есть все, кто сейчас работают с самозанятыми напрямую или через банки, в самое ближайшее время будут переходить на платформы — для этого существуют серьезные предпосылки.

В связи с бешеной конкуренцией на рынке труда за людей, наметился еще один яркий тренд. Многие платформы начали активно внедрять различные выгодные предложения для исполнителей. Появились своего рода больничные листы (платная опция страхования) и даже ДМС по принципу телемедицины. Конкуренция среди платформ продолжает усиливаться, поэтому в конечном итоге выиграют и заказчики, и исполнители.

В завершение хочется сказать, что не стоит бояться работать с самозанятыми, но лучше в этом деле довериться профессионалам, которые знают, где риски, и умеют их нивелировать.
15/03/2022
© ООО «КЬЮГО ТЕК» 2022